«Назад

Вниманию предпринимательского сообщества - изменения в законодательстве

 

Вниманию предпринимательского сообщества! Изменения в законодательстве

Управление Роспотребнадзора по Челябинской области доводит до сведения предпринимательского сообщества, что 14 октября 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанным законом внесены изменения в статьи 23.13 и 23.49 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях в сфере технического регулирования, ответственность за которые установлена статьями 14.43 (кроме части 3), 14.44 - 14.46, будет уполномочен рассматривать Роспотребнадзор, а не судьи.

Внесены изменения в наименования должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно части 2 статьи 23.13 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно- оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46 КоАП РФ, будут уполномочены рассматривать:

1) главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

2) главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, их заместители;

3) главные государственные санитарные врачи по городам, районам, на транспорте, их заместители и др.

В связи с этим, следует обратить внимание на то, что дела об административных правонарушениях по статьям 14.43 (кроме части 3), 14.44 - 14.46 КоАП РФ будут уполномочены рассматривать главные государственные санитарные врачи, их заместители только по фактам нарушений санитарно- эпидемиологических требований в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые установлены:

- государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов);

- нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;

- техническими регламентами.

Из пункта 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ исключено полномочие должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 14.1 КоАП РФ. В связи с этим, должностные лица Роспотребнадзора не вправе будут возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ по фактам осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации. При этом производство по частям 2 - 4 статьи 14.1 КоАП РФ допускается только в пределах компетенции Роспотребнадзора, то есть по фактам правонарушений при осуществлении видов деятельности, лицензируемых Роспотребнадзором:

- в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

- в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

В часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ внесено дополнение, согласно которому не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Статья 28.1 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому при непосредственном обнаружении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения в случае, если эти данные обнаружены в ходе проведения проверки, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Статья 30.12 КоАП РФ дополнена частью 5, в соответствии с которой вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В частности, специально предусмотрено, что положения указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (пункт 6.1 части 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

В часть 3 статьи 13 того же Закона внесено изменение, согласно которому срок проведения выездной плановой проверки в отношении малых предприятий может быть продлен, но не более чем на 50 часов (было – не более чем на 15 часов).

Кроме того, Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен статьей 13.2, которая предусматривает возможность проведения плановых (рейдовых) осмотров на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).

Внесены изменения в часть 1 ст. 20 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которым государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляет в пределах своей компетенции среди прочих также и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

В связи с этим, Роспотребнадзору возвращаются полномочия осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных:

- статьей 6.17 КоАП РФ за нарушения законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- частью 16 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Федеральный закон № 307-ФЗ опубликован 17 октября 2014 года в Российской газете № 238 и вступает в силу 15 ноября 2014 года.

В дополнение к выше изложенному следует обратить внимание на то, что в КоАП РФ внесены изменения и Федеральным законом от 05.05.2014 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом статья 14.8 КоАП РФ дополнена частью 4, которой вводится административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Указанная норма вступает в силу с 1 января 2015 года.