Публикатор Публикатор

Объявления Объявления

  • Записи

Публикатор Публикатор

«Назад

Гигиенические рекомендации по соблюдению режима дня при подготовке к экзаменам

 

Гигиенические рекомендации по соблюдению режима дня при подготовке к экзаменам

Подготовка к экзаменам — напряженный и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть и успешная сдача экзаменов.

В этот период меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях. Между тем известно, что резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии, а это может существенно снизить работоспособность. В связи с этим очень важно стремиться к тому, чтобы изменения в режиме были минимальными. Кроме того, в течение продолжительного времени занятий учащимся приходится выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, математические действия и др.), что значительно ускоряет наступление утомления.

Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка ввиду продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные переживания — все это требует от учащихся четкого и рационального построения режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые бы обеспечили их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.

Строгое выполнение требований к нормированию дневной учебной нагрузки и рациональному чередованию работы и отдыха необходимо учащимся в период подготовки и сдачи экзаменов. В период экзаменов у учащихся может отмечаться резкое утомление организма, угнетение физиологических реакций, нарушение сна, снижение аппетита, падение массы тела, увеличение артериального давления.

Работоспособность учащихся после напряженного учебного года снижена, увеличение учебной нагрузки при подготовке к экзаменам вызывает еще более резкое ее падение. Подготовке к экзаменам следует отводить наиболее благоприятные для этого утренние часы, чередовать часы повторения учебного материала с активным отдыхом, прогулками. продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время, примерно к 19 часам. Целесообразно предусмотреть дневной сон. Подготовка к экзаменам в ночное время нарушает регулярность и продолжительность ночного сна, столь необходимого для восстановления работоспособности организма учащихся. Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, дети часто недосыпают, занимаются вечером и даже ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия не эффективны, так как истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию.

Общая продолжительность подготовки к экзаменам не должна превышать нормативов суммарной дневной нагрузки в учебном году. Внеклассная, внешкольная и общественная работа сводится к минимуму. Продолжительность интервала между экзаменами по отдельным предметам не должна быть менее 3—4 дней.

Доброжелательное отношение преподавателей к учащимся, своевременная помощь им позволяют в значительной мере погасить отрицательные эмоции (страх, беспокойство, чувство тревоги, волнение) учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов, повысить их эффективность.

Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание.

Питание должно быть полноценным 3-х разовым. Из рациона не следует исключать ни одного продукта. В него должны входить обязательно мясо, молочные продукты, разнообразные крупы и, конечно же, овощи, фрукты и натуральные соки. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе. В рационе должно присутствовать достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Пища должна быть средней калорийности.

Недостаток воды в организме резко снижает скорость нервных процессов. Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зелёный чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.

Клетки мозга питаются, в основном, глюкозой, поставщиками которой являются углеводы, которые содержатся во фруктах и сухофруктах, кашах, хлебе из муки грубого помола, овощах и бобовых.

Хлеб и сахар вызывают лишь кратковременный прилив сил, после которого начинается резкий спад работоспособности мозга.

Обеспечить организм энергией, высвобождающейся постепенно и равномерно помогут рис, гречка, макароны.

Минеральные вещества необходимые для питания мозга: фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Они содержатся в следующих продуктах:

Фосфор: бобы, цветная капуста, сельдерей, огурцы, редис, соя, грецкие орехи.

Сера: в капусте, моркови, огурцах, чесноке, инжире, луке, картофеле.

Источником цинка являются пророщенная пшеница, и пшеничные отруби.

Магний: миндаль салат-латук, мята, цикорий, оливки, арахис, картофель, тыква, слива, грецкие орехи, цельные зерна пшеницы.

Железо: фасоль, капуста, вишня, зеленые овощи, горчица, апельсины, горох, ананас, помидоры, рис.

И так, для того чтобы эфективно подготовится к сдаче экзаменов и не навредить здоровью необходимо соблюдать следующие правила:

1. Лучше начинать заниматься в 8:30, т.к. в утренние часы работоспособность больше.

2. Делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час, чтобы избежать переутомления

3. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.

4. После 2,5-3 часов работы нужно сделать более продолжительный перерыв (20-30 минут) для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три, потом обед и отдых.

5. Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но на самом деле это не так, утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.

6. Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, потому что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

7. Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Желательно это делать при открытой форточке или окне, чтобы обеспечить полноценный отдых и восстановить трудоспособность.

8. Не рекомендуется пить крепкий чай или кофе.

9.  Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и  хорошей памятью.

 

Отдел надзора по гигиене детей и подростков