«Назад

Как быть, если ваша задолженность была передана кредитной организацией коллекторскому агентству?

 

Как быть, если ваша задолженность была передана кредитной организацией коллекторскому агентству?*

Важно знать, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» коллекторским агентствам разрешено проводить только следующие мероприятия: личные встречи, телефонные переговоры, направление почтовых отправлений по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 8  до 22 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства обязанного по кредитному договору лица.

Если коллекторское агентство предъявляет требование о погашении задолженности по кредиту, вы вправе:

- обратиться в коллекторское агентство с письменным заявлением об установлении правовых оснований перехода к агентству прав по кредитному договору (например, ознакомиться с агентским договором или договором о переуступке прав требования (цессией));

- не исполнять обязательства по кредиту агентству до предоставления им доказательств перехода к нему права требования, в случаях, когда вы не были уведомлены о состоявшемся переходе прав кредитора к агентству, или коллекторы отказались представить документы по вашему заявлению.

В случае личной встречи с коллектором вы вправе потребовать, а коллектор обязан:

- представить документ, удостоверяющий личность и доверенность, подтверждающую полномочия коллекторов, подписанную руководителем коллекторского агентства;

- сообщить наименование коллекторского агентства, его местонахождение для направления корреспонденции, свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) и должность. Если коллекторское агентство привлечено банком временно (т.е. задолженность не была ему уступлена), коллектор обязан назвать также наименование банка-кредитора.

При этом в ходе взаимодействия с коллекторскими агентствами необходимо внимательно изучать все документы, представленные коллекторами, до их подписания.

Если требования коллекторского агентства по взысканию задолженности по кредитам законны и корректны, а ваше финансовое положение не позволяет должным образом обслуживать задолженность по кредитам, с целью урегулирования ситуации вы вправе:

- уточнить, с кем решать вопрос о реструктуризации задолженности в случае ухудшения вашего финансового состояния (с банком или коллекторской организацией);

- обратиться в коллекторское агентство (или банк) с письменным заявлением об изменении условий погашения задолженности. К заявлению следует приложить документы, свидетельствующие об ухудшении вашего материального положения и наличии перспектив восстановления платежеспособности в будущем.

При этом не следует избегать общения с коллекторами, устанавливать мобильное приложение на телефон, блокируя их звонки. Проблему с долгом необходимо решать, иначе сумма задолженности увеличится из-за штрафов и пеней, будет испорчена кредитная история, что не позволит пользоваться кредитами в будущем.

Если банк (коллекторское агентство) отказывается провести реструктуризацию задолженности по кредиту, то следует учесть следующее:

- принудительное взыскание задолженности с должника возможно только на основании исполнительных документов самостоятельно взыскателем или судебным приставом-исполнителем. Процесс взыскания строго регламентирован и не предполагает физических и психических мер воздействия;

- порядок и сроки взаимодействия кредитора с заемщиком по возврату задолженности по потребительским кредитам регламентированы Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Не указанные в законе способы взаимодействия коллекторов с вами (в том числе визиты  к вам домой либо на работу) могут использоваться только при наличии вашего письменного согласия.

______________________________

* статья подготовлена с использованием материалов Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации в рамках мероприятий Банка России по повышению финансовой грамотности населения в области банковских услуг.

 

Начальник отдела защиты прав потребителей О.А. Степанова