«Назад

Риск-ориентированный подход при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий

 

Риск-ориентированный подход при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Применение данного подхода направлено:

  • на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Риск-ориентированный подход это такой метод государственного контроля, при котором выбор интенсивности проверок (формы, продолжительности, периодичности) определяется отнесением деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска.

Всего таких категорий шесть:

Категория риска

Частота плановых проверок

чрезвычайно высокий риск причинения вреда

один раз в календарный год

высокий риск причинения вреда

один раз в 2 года

значительный риск причинения вреда

один раз в 3 года

средний риск причинения вреда

один раз в 4 года

умеренный риск причинения вреда

один раз в 6 лет

низкий риск причинения вреда

плановые проверки не проводятся

 

Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, в котором учитывается такие показатели как:

  • показательтяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия, включающего в себя показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности и показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта;
  • показательсредневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности.

Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:

  • вид деятельностипроизводственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
  • численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги);
  • количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства за 3 года;
  • наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;
  • связь объекта с заболеваемостью населения;
  • наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов.

Применение единого порядка классификации объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью является основой планирования проверок хозяйствующих субъектов на соблюдение ими требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

 

Отдел надзора по гигиене питания