«Назад

Санитарно-эпидемиологические требования к открытию детских лагерей палаточного типа

 

Санитарно-эпидемиологические требования  к открытию детских лагерей   палаточного типа

Деятельность детских туристических лагерей с использованием палаток в период летних каникул регламентируется требованиями СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».

Данными санитарными правилами определены две формы туристических лагерей:

- непередвижные (стационарные, размещенные на основной базе - туристической, спортивной, оборонно-спортивной, отдыха и других);

- передвижные (передвижение по маршрутам в группах по 10 - 15 детей). Туристические лагеря организуются для обучающихся образовательных учреждений в возрасте от 10 лет и старше, в исключительных случаях в палаточные лагеря допускается прием детей с 8 лет, занимающихся в туристических объединениях и имеющих соответствующую физическую подготовку.

Каждая смена туристического лагеря комплектуется одновременно с рекомендуемым количеством детей и подростков не более 15 человек в каждом отряде. Зачисление детей проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). В туристический лагерь могут быть зачислены дети только 1 и 2 групп здоровья, при наличии сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.

Продолжительность смены в туристском лагере составляет  не более 21 дня.

При отсутствии условий для проведения банных дней и стирки постельного белья продолжительность смены не может составлять более 7 дней.

К работе в туристический лагерь допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке. Сотрудники всех типов туристических учреждений должны быть привиты от клещевого энцефалита.

Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

В штат туристского лагеря должны входить медицинские работники. Во время передвижения групп детей медицинское обслуживание детей может обеспечивать ответственное лицо, прошедшее специальную подготовку по оказанию первой медицинской помощи.

Перед открытием не передвижного туристического лагеря и в местах стоянок передвижных туристических лагерей проводится: генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидная (противоклещевая) обработка территории, мероприятия по борьбе с грызунами.

В конце каждой смены все постельные принадлежности (матрац, одеяло, подушка) и спальные мешки с вкладышами подлежат камерной дезинфекции в целях профилактики педикулеза и инфекционных заболеваний. Палатки подлежат обработки с моющими и дезинфицирующими средствами.

Туристический лагерь и места стоянок временного отдыха подростков должны быть расположены вблизи источника водообеспечения. В качестве источника могут быть использованы существующие источники централизованного водоснабжения населенных мест, источники нецентрализованного водоснабжения (артезианские скважины, каптажи, колодцы, родники и другие источники).

При отсутствии источника питьевого водоснабжения во время похода может использоваться привозная питьевая вода или питьевая вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная негазированная), на которую должны быть документы, подтверждающие её качество и безопасность.

Для помывки детей должна использоваться баня ближайшего населенного пункта или заранее выбранная по маршруту передвижения. Помывка проводится 1 раз в 7 дней.

В туристических учреждениях всех типов не менее 3 приемов пищи должны быть с горячими блюдами (завтрак, обед, ужин); два приема пищи (полдник, второй ужин или второй завтрак) могут включать соки, чай, фрукты и кондитерские изделия.

Для организации питания детей и подростков могут быть использованы следующие формы питания:

а) питание туристического лагеря в близлежащей (или по маршруту передвижения) организации общественного питания;

б) привозное горячее питание (в термоконтейнерах);

в) приготовление пищи на костре;

г) использование полевой кухни.

Рацион питания предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах и рекомендуемого набора продуктов, в зависимости от возраста детей.

Для обеспечения здоровым питанием составляется примерное 5 - 10-дневное меню, в соответствии с рекомендуемой формой.

Примерное меню разрабатывается организацией, организующей питание, и утверждается начальником туристического лагеря либо учредителем туристического лагеря.

В палаточном лагере организуется 3-5 разовое питание. Из 3-5 разового питания не менее 3 приемов пищи должны быть с горячими блюдами. В исключительных случаях (при выездных мероприятиях) допускается 2-разовое горячее питание (завтрак, ужин).

Особое внимание обращаем на то, что учредителю или собственнику туристического лагеря необходимо поставить в известность (уведомить) Управление Роспотребнадзора по Челябинской области (его территориальные отделы) и органы местного самоуправления по месту его размещения о сроках его открытия не менее чем за  месяц, подав уведомление в Управление Роспотребнадзора.

 Уведомление представляется в 2-х экземплярах непосредственно в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области (или территориальный отдел) или заказным почтовым отправлением с описью вложения, либо в виде электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

Открытие туристического лагеря осуществляется при условии его соответствия санитарным правилам.

При открытии необходимо иметь следующие документы:

1.

Учредительные документы (устав, свидетельство ИНН, свидетельство ОГРН).

2.

Документы на право пользования земельным участком (для стационарного лагеря); маршрут следования и конкретное расположение мест стоянок (для передвижных лагерей).

3.

Договор на проведение акарицидной обработки территории стационарного лагеря или мест стоянок (для передвижного лагеря), акт выполненных работ, контроль эффективности обработки.

4.

Протокол исследования питьевой воды из водоисточника (соответствующий  требованиям безопасности на питьевую воду) и/или договор на доставку питьевой воды специализированным транспортом, поставку бутилированной питьевой воды промышленного производства.

5.

Справка о проведении камерной дезинфекции постельных принадлежностей

6.

Договор с баней на обслуживание детей и организацию банного дня (при продолжительности смен более 7 дней).

7.

Схема организации питания (как будет организовано питание, при наличии – договор с организацией общественного питания).

8.

Примерное  5- 10-дневное меню.

9.

Приказы о назначении лиц, ответственных  за:

-водоснабжение и обеспечение питьевого режима;

- доставку и реализацию скоропортящейся и особо скоропортящейся продукции;

- медицинское обеспечение.

10.

Список детей с данными  о профилактических прививках и сведения об отсутствии контактов с инфекционными заболеваниями, заверенные руководителем ДОУ и печатью за 3 дня до выезда.

11.

Личные медицинские книжки сотрудников установленного образца согласно списочному составу (с данными о прохождении медицинского осмотра, флюорографии, профилактических прививках, гигиенического обучения), справка о неконтакте за 3 дня до выезда.

 

             

Заместитель руководителя В.М. Ефремов